Говорят на отдельном хилдехароевском диалекте, имеющим большесходство с диалектами Юго-Восточной Чечни, нежели с итумкалинским; также отхилдехароевского ответвляется кистинский диалект, отличающийся от своего«старшего брата» лишь акцентом.
До наших дней здесь на л. б. п. пр. Аргун (чеч. ЧӀаьнтийн Орга) - Щийлахой эрк(чеч. Щийлахойн эрк), по-над руинами древнего аула Кхурие сохранилась«Священная роща». Она поднимается треугольником по силону Туйлийн-Лам (чеч. ТӀуйлийн лам), окаймляемая двумя стремительнымиречушками Херан эрк (чеч. Хьеран эрк) и Босташ ин (чеч. БӀосташ Ӏин). «Священная роща» состоит из сосны (ез) - священного дерева богини(чеч. Маьлха (чеч. Аьзни) (Изида) и представляет большой интерес для науки.
Центорой (чеч. Ц1онтарой) - многочисленный тайп в ВосточнойЧечне. Входит в тукхум Нохчмахкахой. Ц1онтароевцы по происхождению есть такжесреди чеченцев-аккинцев и кумыков Дагестана.
В настоящее время представители тайпа расселены по всейЧечне, он является одним из самых больших, по численности с ним конкурируетлишь тайп Беной.
В топономике часто в названии тайпа впереди ставят букву «с»(Сонтарой), хотя в оригинальном произношении (ЦIонтарой) буква «с» нефигурируют, а звук «Ц» в начале именно «твёрдый» (глоттализованный) — вчеченской орфографии «ЦI». Следующие гласные в чеченских именах и названияхявляются умлаутами: аь-а, оь-о, уь-у и произносятся как соответствующменемецкие умлауты:ä,ö,ü.
Ц1онтароевский тайп делится на на три ветви(гары):Иэжи-некъе, Тези-некъе, 1аьлбиг-некъе. Родоначальники названных гаров далиназвания селам: Иэжа-эвла и 1албиг-эвла и Теза-кхалла. Иэжа-эвла и 1аьлбиг-эвлаявляются в настоящее время кварталами в селе Ц1оьнтара(Центорой)Ножай-юртовского района, и села Теза-кхалла(Тазен-кале), которое расположено награнице Ножай-юртовского и Веденского районов, и административно входит всостав последнего. Эти три крупных гара подразделяются, в свою очередь, наболее мелкие гары. В квартале Иэжа-эвла современного села Центарой проживаютроды: К1орни-некъе, Оки-некъе, Байди некъи, Бярча-эвлахой (1онт1и-некъе,Хьади-некъе, Аькхди-некъе, Бури-некъе), Эциг-Некъе, Буьц1и-некъе; в квартале1аьлбиг-эвла: Битар-некъе, Iемирхан-некъе, Идарза-некъе, ГIардайн-некъе. ВЦIоьнтара проживают также потомки детей дадин-юртовцев, которых удалось спастипри уничтожении с. Дадин-Юрт в 1819 году войсками генерала А.Ермолова и вывезтина родину дадин-юртовцев в село ЦIоьнтара.
В Теза-кхалла (Тазен-Кала) проживают следующие роды:Товсолтан некъе, Чалин некъе, Iавдалан некъе, СугIин некъе, СултIанан некъе,Жанин некъе, ЦIордойн некъе, Аьккхийн некъе, ЧIебарлойн некъе, Имханан некъе. Встаринных чеческих равнинных селениях, таких, например, как в Чечен-АулГрозненского района или Белгатой Шалинского района ц1онтароевцы представленытолько тремя первичными подразделениями тайпа: Иэжи-некъе, Тези-некъе,1аьлбиг-некъе.
Название «ЦIоьнтара» село получило, по свидетельствустарейшин, от имени его основателя Суьнтара (варианты произношения: Синтар,Соьнтар)
Село «ЦIоьнтара» было основано, по свидетельству старейшин,несколько веков тому назад,Суьнтаром(варианты произношения: Синтар,Соьнтар),выходцем из общества Нашха современного Галанчожского района Чечни . У потомкаСуьнтара — Туьнин Вуьса (или Тинин Виса, Тенаев Виса), легендарного вождячеченского народа, жившего сто лет спустя после Суьнтара, — было три правнука:братья Иэжа, Теза и Iаьлбиг; их именами названы села: Иэжа-Эвла, Iаьлбиг-Эвла(являющиеся кварталмаи в современном селе ЦIоьнтара (Центорой) Ножай-юртовскогорайона) и Теза-Кхаьлла, расположенное в некотором отдалении от современногоЦIоьнтара, в Веденском районе Чечни.
Высший орган управления чеченским народом Мехк-Кхел (Советстраны) состоял из глав тукхумов и отдельных тайпов (Тайпан Да). Этотсредневековый парламент «заседал» на священной для каждого чеченца гореКхеташон Корта около селения Центорой в современном Ножай-юртовском районе. Вего полномочиях было объявление войны или мира, принятие особо важных,касающихся всех чеченцев решений. На более низком уровне стояли советытукхумов, большинство которых состояло из 40 членов. По преданию, первымпредседателем Мехк-Кхел был Тинин Виса (варианты произношения: Туьнин Виса,Тенаев Виса). По традиции главой совета становился один из числа Центароевцев.
Известные люди тайпа Ц1онтарой:
- Тинин Виса — легендарный герой чеченского народа, первый председатель Мехк-Кхела в Ичкерии; жил сто лет спустя после основания села Цонтарой.
- Дада Цонтароевский — основатель аула Дадин-Юрт, воспетого в песнях и стихах. Это село было уничтожено 14 сентября 1819 года русскими войсками под командованием генерала А. П. Ермолова, состоявшими из шести рот и семи сотен казаков. По свидетельству Ермолова, чеченцы «..защищались с ожесточением.. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих, дабы во власть их не достались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами. Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столько значительной потери. Со стороны неприятеля, все бывшие с оружием истреблены и число оных не менее могло быть четыхсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты пощадили, как уже оставшихся без всякой и защиты и просивших помилования(но гораздо большее число было вырезано или погибло в домах от действия артиллерии). Солдатам досталась большая добыча.. Селение состояло из 200 домов..». В память погибших дадин-юртовцев ц1онтароевцы в 1990 году на горе Кхеташон Корта возвдвигли высокую стелу (по-чеченски — чурт).
- Дадин Албика (Айбика) — дочь основателя аула Дадин-Юрт Дады Центороевского. Захваченные в плен 46 девушек из аула Дады-Юрт во главе с Дадин Айбикой при переправе через Терек бросились в реку, не захотев, «чтобы их касались руки тех, кто повинен в убийстве отцов, матерей, братьев, сестёр, повинен в сожжении родного села». Впоследствии, проходя мимо брода, где погибли девушки, терские казаки, снимая шапки и делая крестное знамение, говорили: «Здесь погибли самые геройские чеченские девушки, царствие им небесное». В честь Дадин Айбики названа одна из центральных улиц Грозного.
- Ташу-Хаджи Эндирийский, Сесанара Воккха (Великий)-Хьаьжа — основатель Накшбандийского тариката в Чечне, наиб имама Шамиля, по национальности кумык чеченского (цонтароевского) происхождения.
- Шоип-Мулла Цонтароевский (Иэжи-некъи) — легендарный чеченский полководец времен первой русско - кавказской войны, «маршал лесной войны», наиб Имама Шамиля. Наибольшим образом проявил свой талант в Ичкеринском сражении, где он командовал войсками имамата. В честь победы на месте сражения в 1994 году возвигнут памятник.
- Окин Зайтан Сулейман (Иэже-некъи) — один из руководителей антиколониального восстания в Чечне 1877 году.
- Кадыров Рамзан Ахматович - российский государственный и политический деятель, президент, а ныне глава Чеченской Республики, член бюро высшего совета партии «Единая Россия», Герой Российской Федерации (2004).
- Кадыров Ахма́т Абдулхами́дович (23 августа 1951 года, Караганда — 9 мая 2004 года, Грозный) - чеченский религиозный и государственный деятель, первый президент Чеченской Республики в составе Российской Федерации.
- Губахан Пиши(а)ев (Тези-некъи)из Тазен-Кале — один из руководителей антиколониального восстания в Ичкерии в 1877 году, казнен 9.03.1878 года.
- Арсанука-Хаджи Ходаев (Иэжи-некъи) — исламский ученый, автор одной из четырех версий происхождения чеченского народа.
- Ахмад Беха(о)ев (Гонука-Мулла)(Иэжи-некъе) — соратник известного борца за свободу Чечни и Северного Кавказа Али Митаева, один из руководителей антисоветского восстания в Ичкерии в 1920—1921 годах. Расстрелян.
- Ислам Хунаев (1албиг-некъи) — сын Хуны из Дади-юрта, командир цонтароевского отряда, сражавшегося против российско-советских войск в 1920—1921 годах. Погиб в бою. Его отец Хуна, один из детей, котрых удалось спасти во время уничтожения селения Дадин-юрт войсками генерала А.Ермолова 14 сентября 1819 года.
- Шита Истамулов из селения Шали (1албиг-некъе) — военный министр в правительстве Северо-Кавказского эмирата (1919—1920), руководитель антисоветского восстания в селе Шали в 1929 году.
- Братья Бувайсар и Адам Сайтиевы — чеченцы-аккинцы цонтароевсого происхождения из из села Хасав-юрт Республики Дагестан — российские спортсмены, не раз выигрывавшие мировые турниры по борьбе.
- Зия Бажаев — бизнесмен, промышленник и общественный деятель.
- Дагестани Хасан-бек (ибн Бхош ибн Атти ибн Дади) — потомок основателя аула Дади-Юрт в Чечне. В 1920—1930-х годах являлся губернатором провинции Эль-Джазира с центром в Дейр-Эз-Зоре.
Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы невоевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. Упредставите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейскогопроисхождения".
Чермой - один из крупнейших тейпов чеченцев. Относится к тукхумунохчмахкахой.
Чермой обосновались в древности на горе Чермойлам, занявземли с юга-запада на северо-восток до реки Хул-Хулау от селения Махкеты доХарачоя. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. Но прежде, полегендам, они жили в горной местности Майсты.
Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежалзнаменитый нефтепромышленник и политический деятель Чермоев Тапа Арцуевич.
Ширдий — один из многочисленных чеченских тейпов. Относится ктукхуму нохчмахкахой.
Чеченское горное общество Ширдий включает в свой состав несколькохуторов. Ширдий своим духовным центром считает аул Ширдий-Мохк. Общество Ширдийграничить на западе с Гуной и Энакхаллой, на севере Шуоной, на востоке сГордалой, на юге с Куршлой, лежит в бассейне реки Аксай (Беной-Яссе).
В основу этнонима, согласно народной этимологии, легло отчеченского имени "Ширда" - "Шийра"- Великан,"Да"-Отец, "Ширда"- Отец Великан, похоже что Ширда являльсянартом, выходцем из Нашха. Ширдий основали несколько сел на равнине, например,Цоцин-Юрт, Мескер-Юрт, Герменчук, а также проживают в следующих селах и городахЧечни: Грозный, Аргун, Урус-Мартан, Шали, Ачхой-Мартан, Чечен-Аул, Бердыкель,Автуры, Курчалой, Майртуп, Мекен-Юрт, Мекенская, Зебир-Юрт, Каргалинская.
Обшая численность тайпа Ширдий от 10.000 - до 15.000 человек.
Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни.Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знамениттем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в1765 году.
Энгеной - один из многочисленных чеченских тейпов. Относится к тукхумунохчмахкахой.
Расселён по всей Чечне. Считается тейпом, из которогопроисходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной,действительно, вышло много шейхов.
Эрсеной - один из многочисленных чеченских тейпов. Относится к тукхумунохчмахкахой.
Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической областиНохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один изпервых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считалисьаристократическими. Сейчас их представителям приписывают высокие духовныекачества.
В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствуетсвязь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).
Ялхорой - один из многочисленных чеченских тейпов. Входит в тукхумОрстхой.
Чеченское горное общество Ялхорой включало в свой составгорные аулы: Басарча-Ялхорой, Толи, Ига-Юрт, Амки, Ялхорой. Своим духовнымцентром его представители считали аул Ялхорой. Общество Ялхорой граничит на югес Акка, на севере-востоке — с Нашха, на западе — с Орстхой, на юго-западе — сГалай, на севере с Балой.
В основу этнонима, вероятно, легло «Ялх-Ора» место в шестиямах. Описываемый Ялхорой располагался у истока левого притока Гехи, в ущельереки Ялхорхи. Ялхорой насчитивает от 5.000 - до 10.000 человек, в Чечне.
Расселён на территории Чечни. После возвращения из выссылки в1957 году, представители тейпа расселились в:
- Грозный - Ялхароевы, Акмурзаевы, Булатовы, Байдуевы, Дудаевы, Умалатовы, Шавхаловы.
- Старый-Ачхой - Артахановы, Ахметовы, Акмурзаевы, Артамановы, Дидаевы, Дудаевы, Дудурговы, Сардаловы, Сосуркаевы, Сусаевы, Умалатовы, Хамзатовы, Шовхаловы, Эльбиевы, Эльмурзаевы, Юсуповы.
- Джугурты - Юсуповы, Алимсултановы, Ацаевы, Басхановы, Магомадовы, Саламовы, Салуевы.
- Катыр-Юрт - Ялхороевы, Мусаевы, Умалатовы.
- Новый Шарой - Байдуевы, Умалатовы.
- Ачхой-Мартан – Байдуевы.
- Шалажи - Байдуевы, Гадуевы, Артамовы, Ачаевы, Батаевы, Бекмурзаевы.
- Урус-Мартан - Ялхороевы.
- Гудермес - Ялхороевы.
- Ассиновская - Байдуевы.
- Бамут - Ялхороевы.
- Гехи-Чу - Ялхороевы, Дудаевы.
Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть селоЯлхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежализависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников.Скорее всего, происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовойорганизацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату заохрану рубежей.
В изысканиях М.Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указансреди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскомукомпоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. ВИнгушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилииродственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют попреданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этойверсии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетиисело Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.
На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановитьсяособо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы -считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М.Дудаева. Именномялхистинцы составляют основное население села Бамут и являются потомкаминаиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этносаорстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину.Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались,вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, издесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясномподразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.
В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодическиевойны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы жеукрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, нарядус другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, помнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из нихсчитают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваютсярешительного нрава мялхистинцев.
В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии приД.М.Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии вреспублике. Об особом отношении Д.М.Дудаева к этой проблеме ничего не известно.Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному умялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено вЧечне и не только у горского населения.
Приложение № 4
ХАРАКТЕРИСТИКА СУФИЙСКИХ БРАТСТВ В ЧЕЧНЕ
Кунтахаджинский вирд. В кадарийском учении Кунта-хаджи подчеркивалась особая роль клятвы верности мюрида устазу исплоченность членов братства. При этом сохранялись демократические принципы,допускающие участие в зикре женщин и даже иноверцев. Устаз в кунтахаджинскомвирде несет перед Богом всю ответственность за поведение своего мюрида. В этойпозиции устаза есть явные черты близости к традиционному вайнахскому институтуконахства, "рыцарства". Издревле в этом обществе мужчина или женщинамог своим волевым решением принять на себя особые обязанности, особоеповедение, направленное на благо общества. По-видимому, в этом институте конахстваразличалось три восходящие ранговые ступени. На первой человек брал на себяобязанности защищать детей и женщин. На второй - жителей своего села. Натретьей - всех обитателей Чечни. Поведение рыцаря-конаха воспевается вгероических песнях.
Черты конаха-заступника ярко проявились в поведении самогоКунта-хаджи. Он и до сих пор остается заступником народа. Считается, что он неумер. Он появляется перед людьми в виде белобородого старца в моменты крайнейопасности: машина ли приблизилась к краю пропасти, случился ли пожар. Его образявлялся людям в годы недавно окончившейся войны.
В каждой кадирийской общине есть организатор-староста(туркх). На нем лежат обязанности организовывать регулярные зикры. Они такжепроводятся как часть поминального обряда. В круговом молении зикре туркх спосохом движется по внешнему краю круга. В центре круга никто не долженнаходиться - там присутствует божествен ная сила. Участники зикра впадают вэкстатическое состояние, которое именуется шоук. Члены братства спаяны моральнойподдержкой.
Казалось бы, социально и политически слабая структуракунтахаджинского вирда оказалась в условиях Чечни и Ингушетии действеннымсредством не только религиозной, но и этнической жизни. Показателен тот факт,что ингуши до 1860-х годов, т.е. до появления у них Кунта-хаджи, всяческисопротивлялись принятию ислама. Проповедь Кунта-хаджи у них решительно измениладело. В наше время вера в неумирающе го Кунта-хаджи, Спасителя людей, сохраняетсвою силу. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (аулия),постоянно живущих на земле и направляющих все дела человечества.
Чинмирзоевцы. Рассмотрим подробнееодин из чеченских вирдов, отличающий ся своей спецификой - использованием взикре бубна-джирги. Основателем вирда считается Чин-мирза (Чим-мирза) изселения Майртуп. Чин-мирза еще в детстве стал мюридом Кунта-хаджи, от которогоон получил поручение ввести в массовом молении зикра джиргу. По преданию джиргуиспользовал основатель кадаризма Абд ал-Кадыр ал-Гилани, но только в индивидуальномзикре, а не в групповом. Чин-мирза стал устазом самостоятельного вирда. Онобъединил вокруг себя самые бедные слои из Восточной Чечни, разореннойКавказской войной. Сам он являл пример аскетизма, живя в полуподвале маленькогоземляного дома. Чин-мирза проповедовал крестьянские трудовые идеалы. Он осуждалнищенство, в то же время отрицал абречество с его угонами скота и воровством.Он считал, что украсть у иноверца грешнее, чем у мусульманина. Особеннобезнравственным Чин-мирза считал угонять маток от молодняка. Это выражение техже этических идеалов защиты устоев жизни и семейного уклада, которые выдвигалКунта-хаджи. Вот другое ритуально-мифологическое выражение подобного идеала.Как известно, мусульманские четки служат для исчисления и порядка молитвы.Чинмирзоевцы считают по фалангам пальцев. Причем начинают счет с мизинца -"Он самый слабый и бедный в семье".
Чинмирзоевцы стали носить чалму. А с сорока лет - посох.Бубен-джирга, посох аса и чалма считаются их важнейшими атрибутами. Они носятчетки из ста бусин без разделителей. Чинмирзоевцы считают, что основатель ихвирда принадлежит к числу семи "горных святых" всего мира. Средиподобных вирдов чинмирзоевцы отличаются большей замкнутостью и строгостью быта.В их жилищах нет роскоши, например, ковров, дома не побелены. Женщины носятшаровары и длинные платья, волосы тщательно закрыты платком. Примечательно, чтозикр мужчины и женщины проводят вместе. Умерших хоронят только собратья повирду.
В современной политической жизни Чечни чинмирзоевцы отличаютсятерпимыми позициями, полагая, что религиозные заботы должны стоять на первомместе. Они всегда выступают поборниками выборности всех властей и постапрезидента республики, который должен проводить принцип единоначалия. Вконфликтных ситуациях чинмирзоевцы склонны всегда проводить принципы народнойдипломатии.
Висхаджинцы. Этот вирд интересентем, что возник сравнительно недавно, в годы Отечественной войны средичеченцев, высланных в Казахстан. Его основал Вис-хаджи Загиев. В возникновениивирда сыграли роль обстоятельства, в которых оказались чеченские семьи во времявысылки. Некоторые отцы семейства не вернулись с войны, другие былирепрессированы, третьи погибли в ходе высылки. Остались женщины с детьми.Вис-хаджи, который был чинмирзоевцем, решил модернизировать вирдовскийинститут. Он ушел от своего устаза и стал говорить о себе, что он общается сКунта-хаджи, который, согласно народному мнению, продолжает жить. Вис-хаджиразрешил женщинам участвовать в молении зикре. Зато мужчины стали совершатьнамаз в белых косматых папахах, что по-мнению висхаджинцев в 50-60 разусиливает силу намаза. Из-за этих папах висхаджинцев стали называтьбелошапочниками. Такой головной убор, как и религиозное равноправие женщин,отвечал национальным традициям. Примечатель но, что Вис-хаджи ввел для зикрамузыкальное сопровождение на скрипке. Вис-хаджи опекал семьи, оставшиеся безкормильцев. На некоторых таких вдовах он женился. Он устраивал браки 18-летнихдевушек и 20-летних юношей, выделяя новой семье жилище и имущество. Калым непризнавался.
Заслуживает внимания,что Вис-хаджи отрицал существование рая и ада, проповедуя вместо этогозагробную обетованную землю Хазрат-Мохк. В этом, очевидно, отразилась мечтачеченцев о возвращении на свою родину.
Сесановский вирд. Он называется так по месту расположения мавзолея (зиарата)основателя вирда Ташо-хаджи в селе Сесана (Сейсан в местном произношении) вНожайюртовском районе на берегу реки Аксай (Ясси). В культе Ташо-хаджи(Ташу-хаджи, Ташев-хаджи) особенно ощутима табуация его имени. Обычно егоназывают Вокка-хаджи (Большой хаджи) или сесановский устаз по имени села.Деятельность Ташо-хаджи примечательна тем, что он был ближайшим сподвижникомШамиля и положил начало настоящему мюридизму в Чечне. По происхождению Ташо-хаджибыл дагестанцем, кумыком. В своем религиозном мировоззрении он примкнул кучению Магомеда Яранского, религиозного деятеля из южного Дагестана. Ташо-хадживоспринял накшбандийскую традицию, был богословом, оставившим религиозныетруды. Его почитатели считают его книги настолько священными, что показывать ихкому-либо считается грехом. Большую роль Ташо-хаджи сыграл в жизни Шамиля.Благодаря Ташо-хаджи Шамиль был избран имамом сначало в Дагестане, а затем и вЧечне. Ташо-хаджи активно участвовал в политической жизни и внационально-освободительной борьбе, став наибом Шамиля. В 1841 году Ташо-хаджибыл послан Шамилем подавить восстание одного из чеченских обществ, но был убит.Его могила очень почитается. Считается, что если больной в его зиарате почитаетКоран, то он излечивается. Рассказы о житии Ташо-хаджи популярны в проповедях идругих суфийских вирдов. В этом играет особую роль то, что он погиб как геройКавказской войны и как основатель авторитет ного накшбандийского вирда.
Дениарсановский вирд. Это накшбандийский вирд, основанный Дени Арсановым ив 1920-1950-ые годы возглавлявшийся его сыном Баудином Арсановым. О Баудине иего отце существует предание как о предсказателях важных событий в судьбечеченского народа. Часто эти предсказания выражали мрачную эсхатологию,связанную с тяжелой, а порой катастрофической историей народа. Рассказывают,что во время ссылки в Среднюю Азию в 1947 году Баудин, глядя на курящегочеловека, сказал: "Да, подобно пеплу, упавшему с твоей сигареты, будетцена чеченскому народу". Еще в те годы, задолго до возвращения на родину в1957 году Баудин предсказывал, что чеченцы, пребывающие в Средней Азии, будутподелены на три части: 1) те кто, будут похоронены там, 2) те, кто останутсятам жить, 3) те, кто вернутся на родину. Он предсказывал также, что чеченцыстанут богатыми, не будут наклоняться за упавшим золотом, но потом сноваобеднеют. Существует легенда, что Дени Арсанов встречался со Сталиным, но этомало вероятно, потому что сам Дени был убит в 1918 году в стычке с казаками. Илегенда скорее должна относиться к его сыну Баудину, якобы показавшего границы,куда смогут дойти немцы в Отечественную войну. Говорят, что сам Дени Арсановеще в 1905 году предсказал высылку чеченцев. Возможно, это отражениенастроений, которые имели место внутри царского режима. Что касается БаудинаАрсанова, он умер после возвращения на родину. Считается, что накшбандийскиеустазы могут предсказывать погоду.
Дениарсановский вирд довольно популярен среди чеченцев иингушей. Поскольку его члены проводят зикры внутри помещений, этот вирдназывают "закрытый вирд". С другой стороны, считается, чтонакшбандийцы хранят особые святые тайны, которые не раскрываются непосвященным.Отсюда это название. Дениарсановцы, как все накшбандийцы, носят четки из 33, 66 или 99 зерен. Во времена Дудаева, когда в руководстве республикой было много представителей кадарийских вирд, против дениарсановцев было выдвинуто обвинениев прямом сотрудничестве с Советской властью.
Приложение № 5
РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЙ РАЗГОВОРНИК
Приветствие
Дружба. ДоттагІалла.
Продолжение »