…ormal;">ко́ртали — курти́ллар (шаль)

корт — курт (голова)

йи́лбаз — и́лбиз (бес)

е́шап — йа́шаб (ведьма)

хьаж — хьаг (лоб)

ста́ргIа — со́ргIа (бычок)

охьаха́а — Iаха́ (сесть)

доь́хка — ди́рку (пояс, ремень)

шо́вда — инз, и́нзи (родник)

ирча, цäрмат — эрчин-и,аьрач, джогIур, сармат (уродливый, некрасивый)

В позиции после сонанта «р» в исходе слова чеченскомулитературному глухому спиранту «с» в шароевском диалекте регулярносоответствует глухая аффриката «ц»:

урс — урц

наьрс — нарцI

гIирс — гIирц

пхьарс — пхьарц

арс — арц

В позиции после сонанта «р» чеченскому литературному глухомуспиранту «ш» в шароевском диалекте соответствует глухая смычная аффриката «ч»(аналогично кистинскому):

боь́рша — буо́рча (самец)

хуо́рша — хуо́рча (малярия)

Iарш — Iарч (небеса)

ма́ршо — ма́рчо (свобода)

 

В бассейне реки Шаро-Аргун зарегистрированы десяткитопонимов, обозначающих культовые места, которые могут пролить свет на многиенеясные места в истории религиозных верований нахчского народа. В числе этихтопонимов обнаруживаются: Иштар (Астар, село в Шарое), Гор (с. Шарой), Изида,Сет — из Древнего Египта; имя богини Тейшебуэа (Тишоли) — из Урарту.

У шароевского общества имелись следующие укрепления и военныепоселения: Парсма (Щит), Сандаха (Отборные), Кебасара бIав (Ворот склонабашня), Кебаса (Ворот склон), КIесала (Резервные (тыловые) войска, гарнизон),Чур тогIие (Внутренняя долина с замковым укреплением Шикъара, Шуора — с мощнымзамковым укреплением по-над л. б. Шаро-Аргуна, Сербала (гордые) и Лаьшкара(группа войск, резервный гарнизон) и немного ниже по течению Шаро-Аргуна —Букказие (богаз — ворота) и дальше — ЗазаргIание.

По большему счету фамилии шаройцев не отличны от остальныхнахчских (чеченских) фамилий. Однако, имеются и «чисто свои», такие какХинаразовы, Истамаловы, Эдалбаевы, Цобаевы, Авдуевы, Эликаевы, Зазиевы,Говдаевы, Палтаевы, Велхоевы, Солцановы, Матароевы, Петтиевы, Жогалдоевы и др.

Шатой (чеч. Шуотой) - этногруппа чеченцев,согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов.

Тукхум Шатой (чеч. Шуотой) историческая территория расселениятукхума соответствуют современному Шатойскму району Чечни.

Родовым селом туккхума является районный центр Шатойскогорайона селение Шатой.

 

Приложение № 3

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ЧЕЧЕНСКИХ ТЕЙПОВ (ТАЙПОВ)

Алерой (чеч. Iалларой) — один из крупнейших чеченских тейпов, входящий в тукхум нохчмахкахой. Члены этого тейпа, в основном, расселены в Шалинском и Ножай-Юртовском районах Чеченской Республики. 

К тейпу Аллерой относились Аслан Алиевич Масхадов, а также представители фамилий: Яхьяевы, Абдуллаевы, Абдулхалимовы, Черхиговы, Закриевы,Хизриевы и т. д.

Основателем тайпа алларо чеч. Iалларо был нашхоевец по имени Алл чеч. Iалл живший в конце XV — начале и первой пол. XVI века.

По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха. Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другиетак называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел. 

Аллерой делятся на следующие неке:

Бедарг неке, Чакин неке, Сеге-Бухой, Куша Бухой, Ута Бухой, Овннеке, Гурнин неке, Алханан неке.

Белгатой (чеч. Белгlатой) — один из чеченских тейпов, который входитв тукхум Нохчмахкахой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. 

Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" -умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми. 

Белгатоевцы проживают в следующих населённых пунктах:

Гудермес, Грозный, Калиновская, Комсомольское, Ойсхара(Новогрозненский), Алпатово, Горагорск, Червлённая, Урус-Мартан, Аргун, Ведено,Аллерой, Ахкинчу-Борзой, Шуани, Бачи-Юрт, Белгатой (Веденский район), Белгатой(Шалинский район).

Билтой (чеч. Билтой) - большой и известный тейп, входящий в тукхум Аккий. 

Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С.Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум.Сейчас представители Билтой расселены повсюду, но исконный их район находитсяна Востоке Чечни (Ножайюртовский район). 

Беной (чеч. Беной) - один из наиболее многочисленных тейпов Чечни, может быть, самый из них крупный, с центром в селе Беной Ножай-Юртовского района. Входит в тукхум Аккий. Тейп имеет свою родовую гору Бенойлам. 

Чеченское горное общество Беной включает в свой состав горныеаулы: Беной-Ведено, Стерчийнкертшка, Лема-Арца, Булгат-Ирзо, Алхан-Хуотор,Корен-Беной, Ажи-Юрт, Оси-Юрт, Пхочу, Гуржий-Мохк, Зани, Ашанте, Беной-Ломе,Ола-Мохк, Денги-Юрт.

Беной своим духовным центром считает аул Бена. Общество Беной расселен в верховьях ущелье рек Аксай (Беной-Яссе) и Ярык-су (Зантхой-Яссе), граничит на севере с Гендаргеной, Энганой и Цонтарой, на западе с Белгатой, на востоке с Зандакой, на юге с Дагестаном. 

Беной - самый крупный по численности тайп в чеченском этносе, они долгое время играли ведущую роль в общественной жизни. 

Бена, название легло, из-за того что Бенойцы жили рядом орлинных гнезд на горе Нашха в областе Нашха, позже Беной обосновалиБеной-Шатой, потом основали крупное обшество Беной, а также на равнине естьсело Беной-Юрт, Беной, Новый-Беной и т.д. Беной широко расселились почти вовсех населенных пунктах на равнине.

Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает,что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всейреспублики. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе,Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе иГурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлоговека. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, непокинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиляцарским войскам, а также братья Ямадаевы. 

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуруили деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своимбесстрашием, верностью данному слову. 

По-видимому, беноевцы составили костяк демократическихкрестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне своисобственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанскихправителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев. 

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпеиноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище,называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А.Сулейманов сообщаетследующее предание: "Во временанабега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика.Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своихсверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он сталравным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помоглипостроить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семьягрузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвалиэто место Гуржийн мохк" (См.: Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е2-е. Грозный, 1998. С.317).

Варандой - один из известных горных тейпов, входящий в тукхум Шатой.

Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлогопроисхождения", однако есть утверждение, что он "русского происхождения". Скорее всего, это говориттолько о принятии варандоевцами беглых русских солдат эпохи Кавказской войныпрошлого века.

Сам термин варандой известен в исторических документах Iтысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении"может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веруи с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было,варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женскогообрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной (гендаргной, гендарганой, гяндаргной) — один из крупнейшихчеченских тейпов, входящий в тукхум нохчмахкахой.

Одно из предположений, о происхождении названия, высказалаэтнограф Т.А.Мазаева, считавшая, что название Гендаргеной восходит к имениполумифического предка этого тайпа.

Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев и АлуДадашевич Алханов. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселенпоэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из историческогоцентра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта"Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и наземлях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана идаже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловиласуществование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозногодоисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехккхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все"чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, котороеизвестно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занятацарскими войсками в 1852 году. Только это событие стало в историографиипрошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно,принятие правительством Д.М.Дудаева названия Ичкерия в качестве официальногодолжно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славнойстранице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителейхозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечнеот гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских,кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годытейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М.Дудаеваинтерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советскойпартноменклатуры.

Гордалой (чеч. ГIордалой, ГIоьрдалой) — один из чеченскихкланов (тейпов), входящий в тукхум нохчмахкахой.

В переводе с чеченского горда чеч. «гIоьрда» — шашка, «лой» —люди. В Гордалое изготавливались шашки. Также, по гордалойскому преданию,гордалойцы основали селение Гордали в Дагестане, которое входило в составНагорного Аухара (Ламан Аух).

Гуной — один из крупнейших тейпов чеченцев. Относится к тукхуму нохчмахкахой.

Живут сегодня преимущественно в южной части СеверногоКавказа. Как правило, в ходе многовековых войн гуной, как и все остальныечеченские тейпы, создали тыловые селения высоко в горах в зонах, недоступныхдля противников. Одним из таких селений является село Гуни Гюн (Гуьн).

К середине XVI века большинство населения предгорного Кавказаприняло ислам. Здесь распространилось суфийское братство накшбандия. Чеченцы досих пор называют территорию собственно Чечни, Дагестана, Ингушетии, Осетии,часть Ставропольского края и часть Азербайджана одним словом — Дехст.

Родо-племенные связи в Чечне и Дагестане были всегда сильны,и этот фактор сыграл свою роль при принятии ислама. Новую религию принимали илиотвергали целыми тейпами. Исключением из данного принципа стал один толькочеченский тейп Гуной, который, как считается, последним из тайпов принял ислам.Проповедником ислама в Ичкерии был представитель тейпа гуной, который проживалв с. Куьрчала Веденского района, известный как Берса-шейх.

Мать Берсы (из рода гуной и одноименного села) рано осталасьвдовой и сына до совершеннолетия воспитывала у своих родителей, в селе Гуни.После совершеннолетия Берса уехал в своё родовое село и с матерью стал житьтам. Это был период, когда дагестанские миссионеры проявляли особую активностьв обращении чеченцев в ислам.

По преданию, однажды Берса отдыхал дома, когда к немузаскочила возлюбленная с мольбой о помощи. Она сообщила Берсе, что в их родноесело ворвались мюриды из Дагестана, которые убивают тех, кто не принимаетислам. Берса выскочил на поле брани. В этой битве Берса одним ударом шашкиотрубил голову предводителя мюридов, и эта голова, оторванная от тела, будто бысообщила Берсе следующее:

«Я выполнял волюАллаха, и эту святую обязанность я передаю тебе».

С этого момента Берса стал шейхом и активным проповедникомислама.

К середине XVII века все тейпы, которые окружали гуной,приняли ислам. Берса-шейх ждал добровольного решения старейшин тейпа гуной опринятии ислама. В один из вечеров, когда один из родов Гуной варил кабанину наужин, к ним прибыл Берса-шейх и попросил своих родственников по матери (ненанвежарий) принять ислам (по обычаям чеченцев, родственники матери и женызаслуживают особого уважения). Но гуной подняли на всех родственника иотказались принять ислам. Берса-шейх ушёл обиженным, не предпринимая никаких действий.После его ухода жены и сестры, по преданию, стали стыдить своих мужей ибратьев:

«Как вы можете такнеуважительно относится к своему известному племяннику, которого признала какшейха вся Чечня? Вы не цените уважительного отношение к себе…»

В ответ на это старейшины гуной сказали: зовите его обратно,а пока он придёт, мы успеем съесть свой ужин. Но Берса-шейх немедленно прибыл кместу, где гуной хотели организовать свой последний ужин из кабанины. Попросьбе шейха основная часть в этот вечер приняла ислам, а большую тейповуюкастрюлю со свининой они вынуждены были сбросить с небольшой горы, которая стого времени называется «гора, с которой свалили кастрюлю» (Яй карчайна корта).

Малая часть рода гуной, которая отказалась принять ислам,после жарких дискуссий вынуждена была покинуть родные места. Эта часть рода подпредводительством Оьрза (имя старшего из «отказников») перешла реку Терек иобосновалась там. Это место впоследствии назвали городом Оьрза (Оьрза гӀала). Русское название — станицаЧервлённая. ПотомкиОьрза «обрусели» и сегодня считают себя терскими казаками, хотя помнят своюсвязь с родом гуной. К таким фамилия относятся Егоркины, Гришины, Бусунгуровы,Титкины, Полушкины, Пронькины, и др.

Дишний (чеч. Дишний) - чеченский тейп, представители которогоявляются выходцами из территориальной группы Ламро и входят в тукхум(социально-экономический союз(братство) Чантий.

Дишний относится к известным, и так сказать, к "исконнымтейпам", обладающим своей горой. У тайпа Дишний - это Дишний-лам. Имя этоготайпа носит и горный аул Дишний-Ведено.

Известно также, что равнинное село Гойты и несколько другихселений были основаны дишнийцами, переселившимися с горной части Чечни. Как ужесказано выше, этот тейп ныне расселён по всей Чечне и, следовательно, егопредставители используют разные диалекты чеченского языка.

Выходцы из Дишний тейпа проживают и в современной Ингушетии.Такие фамилии как Архиевы, Льяновы, Боровы имеют корни в Дишни-Мохке. ТейпДишни занимал видное положение среди чеченского общества и довольно активноучаствовал в общественно-политической жизни народа. Говорят, что средиДишнийцев было много образованных людей. Один из основных чеченских тейпов,объединённый в кровнородственный союз с другими тейпами.

Духовным центром Дишнийцы считали аул Эзи.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени онсохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкамчеченцев и ингушей.

По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы,занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (чеч. Зумсой) - чеченский тейп, представители которогоявляются выходцами из территориальной группы Ламро и входят в тукхум(социально-экономический союз (братство)) Чантий (чеч. ЧIаьнтий), носящий либототемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости),либо профессиональное название (зум - горная арба).

Один из основных чеченских тейпов, объединённый вкровнородственный союз с другими тейпами.

Тейп имеет свою родовую гору Зумс-Лам.

Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов.Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Келой (чеч. КІелой) - один из многочисленных чеченских тейпов, входящий втукхум Шатой.

Тейп «Колой» в течение долгого времени осваивал территориююжнее современного Ачхой-Мартан, 30 км недалеко от границы с Ингушетии в районерек Белая Шалажа и Черная Шалажа. Колой входит в туккхум Арштхой. Иногда тейпКолой путают с тейпом Келой из Чеберлойского общества. Представители тейпа Колойносят фамилий Колоевы, Калхоевы.

В настоящее время представители тейпа Кaлой проживают вомногих селах Чечни.

Курчалой (чеч. Курчалой) — один из многочисленных чеченских тейпов, входящийв тукхум нохчмахкахой.

Один из чеченских родов, который оставил большой след встроении всего чеченского народа. Отличался воинственностью и способностью вуправлении массами. По историческим данным, «тейп» был неотъемлемой частьючеченской армии в годы войны против русского царства. Курчалой является первымиз родов чеченского народа принявший Ислам. Родовым селом является селоКурчалой.

Генелогическое древо курчалойцев из Нашха пришёл Кушул. Кушул— Курчалхан — Ханбилхан — Чабалхан — Чайхан — Чергисхан — Бегал — Оку — Товла —Майла (Маиг) — Товболат — Темболат — Тимирболат — Берса (первый проповеднкислама — 1561 г.) — Турло-аббас — Мохмад — Ела — Муртазела — Айдамир — Эдалгир— Буду… Собственно курчалойцы распадаются на следующие неке: Оурган-некеГасканан-неке Хазбиган-неке Шукин-неке Кажин-неке Шахболтан-неке Батайн-некеБайсалан-неке.

Орсой (Орсо) — один из многочисленных чеченских тейпов, входящий в один из 9чеченских тукхум чебирлой.

Известно, что у древних тавров (Крымского полуострова)божества солнца называлось Орс.

Орсойцев иногда называют Сада-Орсой, подчеркивая этим ихкняжеское происхождение.

Ныне расселен в следующих городах и селениях: Сади-Котар, Алхан-Кала,Самашки, Закан-Юрт, Грозный, Гудермес.

Садой – один из многочисленных чеченских тейпов. Считается, что этоттейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова,что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли).А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот терминот древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал,что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин,относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видитпотомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один изтукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то жевремя аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя,указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого ЛьваТолстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пластыглубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможныхпредков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси.Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А.Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовалсоюз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явнаяопечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхожденииэтого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "СредневековаяИнгушетия". М., 1971. С.28.).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшаягруппа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также вРошни-чу.

Харачой (чеч. Хьарачой, рус. дозор котловины) – чеченский тейп, входитв группу тейпов (тукхум) чеченцев под названием Нохчмахкхой.

Нередко из-за созвучия в названии путают с тейпом Хьачаройтукхума Чlантий, что является неверным.

Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейпРуслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменныхроссийских документов. А вот в этнографической реальности наших дней унаселения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше другихстали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их средевыдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов снесправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу исчитают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится вупрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором неговорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора,ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хачарой (чеч. Хьачарой) — чеченский тейп, представители которогоявляются выходцами из территориальной группы Ламро и входят в тукхум(социально-экономический союз (братство)) Чантий (чеч. ЧIаьнтий).

Один из основных чеченских тейпов, объединённый вкровнородственный союз с другими тейпами.

Вероятно, название происходит от чеч. хач-алыча — «слива» ичеч. ара — «поляна» («сливовая поляна»). Существует также село Хачарой (чеч.Хьачир) — село в Итум-Калинском районе Чеченской Республики.

Хилдехарой (чеч. Хилдехьарой) - чеченский тейп, представители которогоявляются выходцами из территориальной группы Ламрой и входят в тукхум(социально-экономический союз (братство)) Чантий.

Tейп Хилдехарой делитсья на субтайпов: Керистахой (чеч.Керистахой), Люнгихой (чеч. Люнгихой) Люнгихой, Кхорхой (чеч. Кхорхой), Пкиерой(чеч. Пкъиерой), Саканхой (чеч. Саканхой), Цийлахой (чеч. ЦӀийлахой), Хенгихой (чеч.Хьенгихой).

Исконный чеченский тейп располагающийся в историческойместности чеченцев Хилдеха (чеч. Хилдехьа), расположеной в бассейне п. пр.Аргун (чеч. ЧӀаьнтийнОрга) Цийлахойн эрк, граничило на в. с Хачарой (чеч. Хьачара), на з. с Майста(чеч. МӀайста),на с. Терла (чеч. ТӀерла) ина ю. - с Щово-Тушетией Грузии.

Хилдехаройцы - зареченские,отсюда видимо и происходитназвание Хилдеха (чеч. Хилдехьа) - за рекой. Внутри общества выделялись иотдельные этнические единицы: керистахой (чеч. керистахой), люнгихой (чеч.люнгихой), пкиерой (чеч. пкъиерой), саканхой (чеч. саканхой), цийлахой (чеч. цӀПродолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz