Автор книги: Владимир Кутаев |
|
Дополнительные материалы Приложение № 1
СТРУКТУРА ТУККХУМНОЙ И ТЕЙПОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЧЕЧНЕ Тукхум (также называют туккхум или тухум) у чеченцев — военно-экономическое или военно-политическое объединение тейпов. Тайп, тейп (нахск. тайпа: «род, племя») —единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), самоидентифицирующаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родо-племенного объединения. От других тайпов отличается чеченский тайп — он не является родом в этнографическом понимании и в некоторых случаях объединял людей по принципам, не обязательно связанным с кровным родством. На настоящий момент чеченцы делятся на 9 туккхумов, в состав которых входит около 100 тейпов.
Существуют также тейпы, не входящие ни в один из туккхумов, а также тейпы, имеющие тюркское, адыгское и иное происхождение.
Приложение № 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЧЕНСКИХ ТУККХУМОВ Аккий (чеч. Аьккхий) - этногруппа чеченцев (Аккинцы (чеч. аьккхий, аренан-аьккхий — «равнинные аккинцы»; у кумыков и русских также именуются ауховцы) согласно традиционному делению составляет одиниз 9 чеченских тукхумов. Сформировалась в XVI—XVII веках в Терско-Сулакскоммеждуречье, как вайнахское этно-территориальное общество. Историческим территориям расселения этой этногруппы (Пхарчхошка-Акка, Гачалка-Акка)соответствуют современные Новолакский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Казбековский районы Северного Дагестана, там-же проживает большая частьсегодняшних аккинцев. Численность согласно переписи 2002 года — 218 человек (из них в Дагестане 116 человек). Представители аккинцев говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Не следует путать данный туккхум с тейпом аккий,представители которого, иногда называемые лам-аккинцами (чеч. лам-аьккхий),происходят из исторической области Лам-Акки в Чеченской Республике. Численность аккинцев в 1963 году составляла около 28 тысяччеловек, её уменьшение согласно материалам переписи 2002 года связанно с тем,что многие аккинцы не выделяют своей этнической самостоятельности и просто называют себя чеченцами. Аккинцы — потомки переселенцев из Чечни (общество Аккий), основавших в Терско-Сулакском междуречье Ауховское общество, вошедшее позднее вХасавюртовский округ. В XIX веке относительно происхождения аккинцев написалвоспитанник кадетского корпуса в чине ротмистра, чеченец У. Лаудаев: Ауховцы называются аккий; название это ониполучили от того, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли тейп изаккинской фамилии. Скудные земли, принадлежащие этому тейпу, заставили половинуэтой фамилии переселиться в Аух, где кумыки и русские их называли ауховцами;сами же они для себя, как и для чеченцев, удержали название первобытной фамилииАккий, то есть выходцев из Акки. 5 октября 1943 года был образован Ауховский район (современный Новолакский), расформированный 7 июня 1944 г., после депортацииаккинцев в Среднюю Азию. В 1957 году большинство аккинцев вернулось в Дагестан. В 1980-е годы возникают общественные организации аккинцев, выступающие за возвращение земель и восстановление Ауховского района. В настоящий момент происходит переселение лакцев ближе к Махачкале и возвращение аккинцев в свои прежние сёла. Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 чеченцы-аккинцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан. Сёла аккинцев-ауховцев: Акташ-Аух, Адильотар, Алты-Мурза-Юрт, Юрт-Аух, Ярыксу-Аух, Ямансу, Банайюрт, Бильтаул, Банай-Аул, Борагангечув, Бамматбекюрт, Барчхой, Бамматюрт, Минай-Тугай, Зори-Отар, Кешень-Аух, Кадыротар, Нурадилово, Новосельское, Солнечное, Покровское, Османюрт. Малхий (чеч. Маьлхий) - этногруппа чеченцев (Малхистинцы (чеч. маьлхи — букв. «солнечники») согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов. Сформировалась в период средневековья в малхестинском ущелье, как чеченское этно-территориальное общество. Тукхум Малхий (чеч. Маьлхий) исторически был расселён в бассейнах рек Меше-Хи и Баста-Хи, левых притоков Аргуна. Историческим территориям расселения этой этногруппы (Малхиста) соответствуют современный Итум-Калинский район на на юго-западе Чеченской республики. Большая часть сегодняшних малхистинцев проживает в сёлах Шалажи, Ачхой-Мартан, Бамут, Грозный, Аршты, Чемульга, Слепцовская, Нестеровская, Дуиси, Омало, Джоколо, Самашки, Ассиновская и так далее. Краевед А.С.Сулейманов предполагал, что название исторической области Малхиста, родины малхистинцев, может быть связано с расположением большей части селений на южном (солнечном) склоне горы Коре-Лам, от чего название жителей — малхий (чеч. маьлхи) — буквально «солнечники». Также исследователем приводилась и вторая версия происхождения названия «солнечники», которая восходит к языческому периоду, когда малхестинцы были солнце- и огнепоклонниками, что и могло послужить образованию имени их племени-рода. Об этом говорят их предания, многочисленные солярные знаки, высеченные на старинных сооружениях: жилых и боевых башнях, на склепах, культовых святилищах и храмах. Начавшиеся в конце 30-х годов массовые репрессии и, особенно, “генеральная операция по изъятию антисоветских элементов”, проведенная органами НКВД в августе 1937 года, в ходе которой в Чечено-Ингушетии были арестованы более 10 тыс. человек и уничтожены практически все руководители (от районногодо республиканского уровня) и почти вся советская национальная интеллигенция,привели к новым восстаниям. В конце 1940 года карательным войскам удалосьнанести поражение повстанцам и к началу 1941 года основная территория ЧИАССР контролировалась советскими войсками. Указанные обстоятельства привели к частичной миграциинекоторых чеченских семей, в том числе и входящих в тейпы туккхума Малкий, стерритории ЧИАССР на территорию РСФСР (в основном Московской, Рязанской и Владимирской областей). В виду жёсткого контроля за миграционными вопросамивнутри страны со стороны НКВД, становление чеченских диаспор, проживающих далеко за пределами исторической родины, происходило в тяжёлых условиях. Данные обстоятельства, а также фактическая изоляция от родной территории, послужили причиной размывания в этот период времени чеченских диаспор среди коренного населения, а также диаспор других национальностей, проживающих на этих жетерриториях. Общество (тукхум) малхий обследовал в середине 70-х годов XXвека местный этнограф А. С. Сулейманов. В его работе «Топономия Чечено-Ингушетии»,вышедшей в четырёх частях в Грозном (1976—1985), содержится редкая информацияпо микротопономии поселений малхистинцев и некоторые предположения относительноих быта и обычаев. Согласно А. С. Сулейманову к тукхуму относилось 14 небольшихсел, политическим и духовным центром общества являлось село Малхиста. Нохчмахкахой — этногруппа чеченцев, согласнотрадиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов. В него входят самые большие тейпы Чечни. Территория исторического расселение тукхума Нохчмахкахойсоответствуют современным Веденскому, Курчалоевскому, Ножай-Юртовскому иВеденскому районам Чечни. Орстхой (чеч. Орстхой) - этногруппачеченцев, согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченскихтуккхумов. Тукхум Орстхой (Эрштхой, Арштхой чеч. Аьрштхой, также егопредставители именуются карабулаки), первоначально расселялся на территорияхпримыкающих к озеру Галанчож, ущелью реки Фортанга и нижнему течению реки Асса,которые соответствуют современному Ачхой-Мартановскому району. Здесьисследователями с периода средневековья выделяется историческая область —Ортсхой. Представители тукхума в основном использовали/используют галанчожскоенаречие. Терлой (чеч. ТIерлой) - этногруппа чеченцев, согласнотрадиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов. Названия Терлой имеет в своей основе те (чеч. тlе- чтоозначает верхний, вверху, -ра от ара — поляна и формант –лой). Тукхум Терлой (чеч. ТIерлой) исторически был расселён вбассейне левых притоков реки Аргун (чеч. Орга), рек Никархойн эрк, Бархайн эрки Бавлойн эрк. Представители туккхума Терлой ныне проживают следующихнаселённых пунктах: Грозный, Хамби-Ирзи, Ачхой-Мартан, Алхазурово, Гойское, Шалажи,Гехи, Гехи-чу, Старые Атаги, Алхан-Кала, Зебир-Юрт, Урус-Мартан, Серноводск, Самашки,Катар-Юрт. Чантий (чеч. ЧIаьнтий) - этногруппа чеченцев, согласнотрадиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов. Тукхум Чантий (чеч. ЧIаьнтий) исторически расселён в бассейнереки Чантий-эрк, территория соответствуют современному Итум-Калинскому районуЧечни. Чебарлой (чеч. ЧIеберлой) - этногруппа чеченцев, согласнотрадиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов, куда входит тридесятка чеченских родов (тейпов). Тукхум Чебарлой (чеч. ЧIеберлой) территория историческогорасселение тукхума Чеберлой соответствуют современным Веденскому и Шатойскомурайонам Чечни. Крупным центром данного общества долгое время, было, селоМакажой (районный центр до 1944 года Чеберлоевского района). Ныне это селения:Макажой, Буни, Хой и Басхой и другие. Данный район интересен своими древнимибашнями, которые входят историко-культурный заповедник «Аргунский». Именноздесь располагается одно из самых красивых высокогорных озёр Северного КавказаКезеной-Ам, расположенное на высоте 1870 метров над уровнем моря. Шарой (чеч. Шарой) - этногруппа чеченцев,согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченских туккхумов, наюго-востоке Чеченской Республики и в Республике Дагестан (Хасавюрт, Новолак,Бабаюрт). Вероисповедание — ислам суннитского толка. Тукхум Шарой (чеч. Шарой) исторически расселён в верховьяхреки Шароаргун. И.А.Джавахишвили утверждал о том, что шаройцы связаны ссарматами. По мнению Джавахишвили, изначальной формой слова «сармат» была«шармат», которая разбирается как «шар»-«матт» — «равнинное племя»(Вагапов),либо как «говорящие на языке шаройцев», аналогично наксаматам — «говорящим наязыке нахчи». Интересным моментом является и то, что по утверждениюМагамеда Ахметова (заслуженный строитель России и Чечено-Ингушетии) шаройскиестарейшины считают изначальной формой этнонима «Шарой» — «Саарой», «Саарей» («мояравнина») — «са-ара-матт», буквально «моей равнины страна». Шароевский диалект чеченского языка — наиболее изолированный.Шароевский диалект (язык) является чуть ли не единственным вайнахскимдиалектом, в котором практически нет заимствований и сохранены древние формыслов. Это объясняется ещё и тем, что Шаройский район — самый высокогорный итруднодоступный в Чечне. Надо заметить, что на шароевском диалекте говорят лишьпредставители тейпа Шарой и несколько его ответвлений (Хуландой, Гой,Кейхосрой, Мозухой, Хитлой, Ашнай и нек. др.), помимо шаройского диалекта врайоне существуют еще химойский говор, кирийский говор (с заметным пластомичкерийских слов), кенхинский говор и хиндойский говор. Сравнительные примеры: хе́лий (чеч.) — хьа́йл (коровы) ге́зарий — га́йзар (козы, козлы) ве́жарий — ва́жар (братья) ков — кIеб (ворота) бIов — бIаб (боевая башня) йи́жарий — йа́жар (сестры) хе́ший — хьа́йша (гости) хье́чаш — хьа́каш (сливы) тIе́маш —тIа́мош/тIа́миш(крылья) ке́даш — ка́даш (чашки) Iа́ьмнаш — Iа́мош (озера) лаь́мнаш — ла́маниш (горы) гу́ьйрие — гу́йр (осень) Iу́ьйрие — Iу́йри (утро) су́ьйрие — су́йр (вечер) воь́лу — вие́ло (смеюсь) доь́шу — дие́шо (читаю) доь́ху — дие́хо (прошу) хьоь́ху — хие́хо (учу) лаь́цна — ла́сна (поймал) йи́цна — йи́сна (забыл) де́вдира — бо́вдира (бежали) ну́ц — но́вц (зять) са́йниг, хьа́йниг,са́йнаш — са́йдар, хьа́йдар, са́йбарш (мой, твой, мои) му́гIа — мих (как, какой) у́ггар — о́ггар (очень) хIи́нца — хIу́нза (сейчас, теперь) Продолжение » |
©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов активная ссылка на сайт Чеченские тейпы обязательна!
|
© Chechen-sort - М., 2010 |